НЕМОЛЯЕВА Светлана Владимировна
Народная артистка РСФСР, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка
Родилась 18 апреля 1937 года в Москве. Отец – Немоляев Владимир Викторович (1902–1987), кинорежиссер. Мать – Ладыгина Валентина Львовна (1907–1988), звукооператор. Супруг – Лазарев Александр Сергеевич (1938 г. рожд.), народный артист России, актер Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Сын – Лазарев Александр Александрович (1967 г. рожд.), заслуженный артист России, лауреат Государственной премии РФ, актер Московского государственного театра «Ленком» и кино. Внуки: Полина, Сергей.
Детство Светланы Немоляевой прошло на Плющихе – одной из старинных московских улиц. Предки ее матери были украинскими дворянами, о чем записано в «Золотой книге Мазепы», а отец происходил из древнего старообрядческого рода. Несмотря на родовитость своего происхождения, Немоляевы были обычной семьей советских интеллигентов. Владимир Викторович, талантливый комедийный режиссер, один из первых выпускников ВГИКа, был уважаем как начинающими артистами (в его картинах дебютировал молодой Евгений Леонов), так и признанными мастерами. В своем доме Немоляевы принимали Целиковскую и Жарова, Пудовкина и Румянцева-Карандаша с его собачками.
Война оставила в памяти Светланы тяжелые воспоминания: было холодно, и не хватало еды. Зато как одни из самых счастливых запомнились дни, когда отец брал их с братом на съемки своих фильмов в массовку. С детства Света полюбила и театр – ходила на все спектакли Театра имени Вл. Маяковского (в то время Театр драмы), актером которого до войны был брат отца, Константин Немоляев. Очень любила спектакли с участием великой М.И. Бабановой.
В 5-м классе Света начала сама ставить пьесы с одноклассницами, сыграла свою первую роль – мужскую – Осипа в «Ревизоре»; уже осознанно стремилась на съемочную площадку к отцу. Вообще, преданное служение искусству родителей не могло не зародить в сердцах детей желания посвятить себя театру и кино. Николай стал впоследствии известным кинооператором, а Света решила стать актрисой.
Перед поступлением Светлана записалась на консультации во все театральные училища Москвы. В Школе-студии МХАТ она прошла 2 тура – перед третьим надо было определяться и подавать документы. Но узнав, что в Щепкинском училище набирает курс режиссер Малого театра Л.А. Волков, Немоляева выбрала «Щепку» – и поступила.
Годы учебы Светлана Владимировна вспоминает как время радостное и светлое: в училище она буквально влетала, с удовольствием усваивала уроки мастерства замечательных педагогов, волновалась, участвуя в массовках на сцене Малого театра. Впрочем, Л.А. Волков слыл наставником не только умелым и тонким, но и требовательным: он запрещал студентам сниматься в кино, и в фильме «Лев Гурыч Синичкин» уже утвержденная на роль Немоляева так и не сыграла.
В дипломных спектаклях ей достались хорошие и важные роли, к тому же близкие ее индивидуальности: Верочка в «Шутниках»
А. Островского, Ксения в «Разломе» Б. Лавренева, Глаша в пьесе А. Афиногенова «Далекое».
Не слишком поначалу давалась ей первая драматическая роль в ее короткой еще биографии – Павлы в «Зыковых»; но когда благодаря приложенным стараниям сцена стала получаться, Немоляева почувствовала, что будет любить драматические роли.
Перед самым окончанием училища, на
4-м курсе, С. Немоляеву пригласили в кино на роль Ольги в фильме-опере «Евгений Онегин» – режиссер-постановщик Р. Тихомиров утвердил ее без кинопроб. Светлана не только внешне, типажно, подходила к этой роли, но, как и ее героиня, жила радостным ощущением молодости, ожиданием любви и счастья. Ольга, по словам самой актрисы, явилась отражением ее собственного жизненного самочувствия: «Я счастливо купалась в стихах Пушкина, музыке Чайковского... Я жила Ольгой, она – мной».
Из-за съемок Светлана пропустила время показа выпускников в московских театрах и была распределена во Фрунзе. Работать на краю земли в периферийном театре она не хотела и стала пытаться устроиться в московском театре. Месяц проработала у А. Гончарова в Московском драматическом театре на Спартаковской – играла небольшую роль официантки в спектакле по пьесе К. Финна «Беспокойное наследство».
Весной 1959 года Светлану Немоляеву принимают в Театр имени Вл. Маяковского, который в конце 1950-х годов стараниями
Н.П. Охлопкова принадлежал к числу наиболее значительных, популярных и знаменитых театров. Той же весной, почти одновременно, был зачислен в труппу и будущий супруг Светланы – Александр Лазарев.
Дебют С. Немоляевой состоялся в «Гамлете», в роли Офелии – в этом образе, воплотившем светлую влюбленность, радость и силу первого чувства, Светлана будет выходить на сцену 8 лет. В веселой комедии «Весенние скрипки», поставленной Е. Зотовой, С. Немоляевой досталась роль Маши – звонкой, обаятельной, открытой для любви девчонки, вступающей в жизнь с радостью и надеждой. В имевшей огромный успех «Иркутской истории» Светлане поручили небольшую роль Майи – несколько реплик и монолог, произносимые искренними, убежденными словами на свадьбе главных героев.
Вскоре после «Иркутской истории» в афише театра появилось «Время любить», где
18-летняя героиня Немоляевой Маша уже сама вступает в эту прекрасную пору. Роль фабричной девчонки Нинки в спектакле «Проводы белых ночей» по пьесе В. Пановой, сыгранная Немоляевой изящно и сильно, по мнению многих, стала ее истинным дебютом. После череды ролей «девчушек с кудряшками» эта работа требовала от актрисы выхода на новый уровень, и Немоляева справилась: ее Нинка довольно болезненно переживает жизненные неудачи, разочарование в любимом человеке, но не проливает ручьи слез, не заламывает руки – преодолеть невзгоды ей помогают молодость и вера в людей.
В марте 1960 года обретает счастливое продолжение нежный роман Светланы Немоляевой и Александра Лазарева: они становятся мужем и женой и остаются яркой и известной супружеской парой в актерском мире уже более 40 лет.
В спектакле по пьесе М. Шатрова «Современные ребята» о строителях гидроэлектростанции в Сибири молодые супруги играли искренно и увлеченно, вопреки тому, что ролевой материал был скупым и несколько одноплановым. В «Голубой рапсодии» по
Н. Погодину (продолжение пьесы «Маленькая студентка», С. Немоляева – Рузия), которая пользовалась большим успехом, Светлана сыграла Девушку в белом. В следующем спектакле – «Опасная тишина» – она исполнила роль мечтательной девушки Ирины, отправляющейся за романтикой на Север. Этот далеко не совершенный литературный образ Немоляева наполнила собственными наблюдениями, впечатлениями, пониманием жизни.
В «Повороте ключа» по пьесе М. Кундеры С. Немоляевой поручили ответственную роль Алены, жены главного героя пьесы. Эта ее работа встречена критиками весьма благосклонно.
В неожиданном образе – старой крестьянки – вышла Немоляева на сцену в спектакле «Кавказский меловой круг», впервые заявив о себе не просто как талантливая и обаятельная инженю, но как острохарактерная актриса. В будущем это качество станет органичной чертой ее творческой индивидуальности.
Крупную роль Таты Нерадовой – декадентствующей девицы, вовлеченной в вихрь революционных событий, – сыграла Светлана Владимировна в неоднозначно воспринятом спектакле «Между ливнями» по А. Штейну. Революционную тематику вскоре сменила военная – в 1964 году вышел спектакль «Перебежчик», где Немоляева трогательно исполнила роль летчицы-сибирячки, а в пьесе «Камешки на ладони» она сыграла немецкую девушку Анну.
По приглашению тяжелобольного Н.П. Охлопкова в Театр имени Маяковского пришел молодой П. Фоменко, который в начале 1967 года поставил «Смерть Тарелкина» по Сухово-Кобылину. Продемонстрировав дар перевоплощения, Немоляева блестяще справилась с ролью Мавруши – мычащего и передвигающегося на четвереньках существа.
Год 1967-й оказался богатым как на печальные (скончался Н.П. Охлопков, с которым Немоляева и Лазарев проработали 7 лет), так и на радостные события. 27 апреля на свет появился Саша Лазарев, которого нарекли так же, как и отца, – но чтобы их не путать, Лазарева-младшего с детства стали звать Шуриком.
В конце того же года в театр пришел
А.А. Гончаров – режиссер, на многие годы определивший судьбу театра и его актеров.
В спектакле «Соловьиная ночь», который поставил приглашенный Гончаровым
Е.Д. Табачников, Немоляева сыграла Ингу, внешне чем-то похожую на «девушек с кудряшками» из первых ролей Светланы Владимировны. Но внутренний мир Инги был иным – сложным, изломанным и драматичным. Психологическое состояние своей героини Немоляева передала весьма точно, особенно отчетливо проявилось лирико-драматическое содержание роли, и это стало новой краской в актерской палитре Светланы Немоляевой.
Ярким событием в театральном мире явился спектакль А. Гончарова «Дети Ванюшина» по пьесе А. Найденова, в котором С. Немоляева сыграла генеральскую дочку Инну. Как для Светланы Немоляевой, так и для Александра Лазарева работа в этой пьесе – новая ступень профессионального мастерства, начало нового этапа творческой биографии.
Самую выдающуюся свою роль С.В. Немоляева сыграла в спектакле А.А. Гончарова «Трамвай “Желание”» (1970) по Теннесси Уильямсу. При этом изначально Андрей Александрович определил на роль Бланш Дюбуа яркую трагическую актрису Е. Козыреву – эффектную, с мощным взрывным темпераментом. Она с полной самоотдачей приступила к работе над ролью, но чем дальше, тем тверже Гончаров убеждался, что сильная, несгибаемая Козырева – совсем не героиня Уильямса, с ее хрупкостью, надломом, изысканностью внутреннего мира.
После недолгих размышлений режиссер предложил роль Светлане Немоляевой, и к ее собственным словам об этой работе трудно что-либо добавить: «Я благодарна Андрею Александровичу за то, что он не побоялся доверить мне такую роль. Образ Бланш вызывает калейдоскоп чувств, мыслей, ощущений. Для меня это – встреча с прекрасным драматургом, режиссером, партнерами. Мне кажется, у актера такое может случиться раз в жизни – или не случиться совсем».
Исполнение Светланой Немоляевой роли Бланш можно без преувеличения назвать не только заметным творческим достижением, но и актерским подвигом. Ко времени «Трамвая “Желание”» Светлана Владимировна давно уже стала тоненькой, хрупкой женщиной – отыграв 3-часовой спектакль с полной отдачей душевных и физических сил, она выходила на поклоны, едва держась на ногах. Значение этого подвига многократно возрастает, если вспомнить, что на протяжении почти четверти века спектакль шел более 400 раз!..
Светлана Владимировна считает, что в роли Бланш произошло ее настоящее рождение как актрисы: «У меня были интересные работы и до, и после этой роли, но именно Бланш Дюбуа как-то особенно, по-новому обогатила все мое творчество».
Небольшую, но важную роль сыграла
С. Немоляева в другом триумфальном спектакле Театра имени Вл. Маяковского – мюзикле «Человек из Ламанчи» (1972). Свою героиню – Антонию, недалекую девицу, озабоченную лишь собственным замужеством, – актриса наделила обаянием и милой непосредственностью.
В числе других успешных работ
С.В. Немоляевой в театре в этот период – роли Негиной в популярном спектакле «Таланты и поклонники», Ирины в пьесе Э. Брагинского и
Э. Рязанова «Родственники» (1974), гетеры Гарпии в «Беседах с Сократом» (1975)
Э. Радзинского, Елизаветы Тюдор в спектакле «Да здравствует королева, виват!» по пьесе Р. Болта, Нины Мытниковой в «Долгожданном»
А. Салынского (1-я премия и диплом 1-й степени «Московской театральной весны» в 1977 г.).
В спектакле «Бег» (1978) по пьесе
М. Булгакова она замечательно сыграла Серафиму Корзухину – молодую петербургскую даму, бросающую родину в страхе перед неизвестностью, в эфемерном желании обрести прежнюю спокойную жизнь. Работа С. Немоляевой и А. Ромашина (Голубков) заслужила высокую оценку режиссера, зрителей, критиков. Один из рецензентов назвал дуэт актеров «щемящим нервом спектакля».
1980-е годы для Светланы Немоляевой – время новых ролей на сцене. Она играет Ее мать в пьесе «Она в отсутствии любви и смерти» (1980) по Э. Радзинскому, Мэй в спектакле «Кошка на раскаленной крыше» (1981) по Т. Уильямсу, Сару Бернар в «Смехе лангусты» (1986) по Дж. Мареллу. Светлане Владимировне и ее супругу достались главные роли в «Плодах просвещения» (1985) режиссера П. Фоменко по пьесе
Л.Н. Толстого – Звездинцевой и Звездинцева. Эта работа чрезвычайно заинтересовала
С. Немоляеву, которая, по ее словам, «впервые получила такую сугубо взрослую роль, и к тому же в русской классике, где почти не занята».
Плодотворным и охватившим долгие годы стало сотрудничество С. Немоляевой в родном театре с молодым режиссером Т. Ахрамковой. У нее Светлана Владимировна исполнила главную женскую роль леди Китти в спектакле «Круг» (1988) по С. Моэму, графиню Госуилл в прославленном спектакле «Кин IV» (1995), синьору Капулетти в «Чуме на оба ваших дома» (1998) по пьесам Гр. Горина. В 1991 году она сыграла леди Нельсон в постановке А. Гончарова «Виктория?..» (1991) по пьесе Т. Реттигана «Он принадлежит нации».
Светлана Немоляева занята в спектаклях «Мой век» С. Яшина по пьесе М. Лоранс в роли Малу, «Женитьба» С. Арцибашева (Фекла Ивановна), «Мертвые души» (Коробочка, Просто приятная дама), «Карамазовы» (Хохлакова), «Круг» (леди Кити).
Роман Светланы Немоляевой с кинематографом сложился не сразу: после дебюта в «Евгении Онегине» возникла довольно продолжительная пауза почти без ролей.
Ее периодически приглашали на кинопробы, которые обычно заканчивались ничем. Пробуясь на роль «гусар-девицы» Шуры Азаровой в «Гусарской балладе», Светлана познакомилась с Эльдаром Рязановым, и хоть роли в фильме она не получила, эта встреча имела плодотворное продолжение.
В начале 1980-х на экраны выходит фильм «Служебный роман» по пьесе «Сослуживцы». Как вспоминает Э. Рязанов, идея снять картину родилась у него не благодаря сценарию, а в тот момент, когда он мысленно подобрал актеров на главные роли. Достойное место в этой плеяде звезд первой величины заняла и С. Немоляева, тонко сыгравшая сентиментальную и ранимую Олю Рыжову, долгие годы хранившую в сердце студенческую любовь.
Новый фильм Э.А. Рязанова «Гараж» – и новая яркая роль Немоляевой. Безымянная жена Гуськова в ее исполнении – поистине собирательный образ миллионов советских женщин, на плечах которых держится семья, которые счастливы тем, что удалось купить курицу, и готовы совершенно по-некрасовски, в буквальном смысле до беспамятства защищать своего мужа.
Вообще, свое настоящее рождение как киноактрисы Светлана Владимировна связывает с началом сотрудничества с Э.А. Рязановым, которое даже «в малых дозах» доставляет истинное удовольствие. Поэтому Немоляева соглашается сниматься у мэтра отечественной комедии и в небольших ролях, как это было в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», где она сыграла белокурую Зи-Зи из модного заведения мадам Жозефины.
После выхода на экраны «Служебного романа», а затем и «Гаража» Светлана Немоляева оказалась востребована кинематографом в полной мере. Она снялась в десятках фильмов – у разных режиссеров, на разных киностудиях, – среди которых «Портрет с дождем» (1977), «Запасной аэродром» (1977), «Вторжение» (1981), «Всё наоборот» (1981), «Ослиная шкура» (1983), «Карантин» (1983), «И вот пришел Бумбо...» (1984), «Прыжок» (1985), «По главной улице с оркестром» (1986), «Предлагаю вам руку и сердце» (1988), «Визит дамы» (1989), «Село Степанчиково и его обитатели» (1989), «Небеса обетованные» (1991), «Анна Карамазофф» (1991), «Мелочи жизни» (сериал, 1992), «Провинциальный бенефис» (1993), «Горько!» (1998), «Бременские музыканты» (мюзикл, 2000), «Ошибка Пуаро» (2002), «Сестры» (2004), «Ленинградец – Чужая жизнь» (2005), «Блюз опадающих листьев» (2006), «Рельсы счастья» (2006) и других кино- и телефильмах.
С.В. Немоляева – народная артистка РСФСР (1980), член Союза театральных деятелей СССР, далее России (с 1962 г.), Союза кинематографистов СССР, далее России (с 1980 г.), Российской академии кинематографических искусств «Ника». Действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (АБОП). Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, Почета, наградами АБОП – орденом Петра Великого I степени и орденом Ломоносова I степени, медалями за творческие достижения.
Первые строчки в списке увлечений Светланы Владимировны занимают дизайн, цветы, изысканная мебель, дача, походы за грибами и, конечно, семья, внуки.